среда16 октября 2024
good-news.com.ua

Октябрьская налоговая революция — автор Андрей Миселюк.

Директор экспертно-аналитического центра "Диалог" дал разъяснения для сайта "Телеграф" о причинах критики со стороны бизнеса новых налоговых инициатив правительства.
Октябрьская налоговая революция — автор Андрей Миселюк.

После принятия Верховной Радой в среду недоработанного закона о повышении налогов, который уже охарактеризовали как "исторический", слово теперь за президентом Зеленским. Именно ему предстоит до 23 октября расставить акценты в классической головоломке "повышение налогов оставить нельзя отменить".

Не вызывает сомнений, что в отечественном бюджете недостаточно средств для финансирования армии — по расчетам правительства, до конца этого года нашим Силам обороны необходимо 500 млрд грн. Также очевидно, что "эти деньги нужно где-то найти" за счет внутренних источников, поскольку международные партнеры не выделяют средства на нужды наших вооруженных сил. Украина финансирует их из внутренних ресурсов, включая налоги и заимствования на внутреннем рынке (ОВГЗ).

Однако начинаются серьезные разногласия относительно того, откуда целесообразно искать необходимые средства. Верховная Рада в среду одобрила предложенный правительством подход к значительному повышению налогов, в частности, для малого бизнеса и доходов физических лиц. Соответствующий законопроект представил председатель финансового комитета Даниил Гетманцев, депутат от пропрезидентской фракции "Слуга народа".

В законопроект от комитета внесли более 1300 правок, большинство из которых не были учтены. Это касается предложений о повышении налогов на игорный бизнес, налогах на роскошь, а также о создании специального фонда для накопления дополнительных средств, чтобы деньги использовались исключительно на армию, а не на очередное "большое строительство" дорог.

Главные изменения касаются увеличения военного сбора для тех, кто его уже платил, а также введения его для тех, кто работает на упрощенной системе налогообложения.

В частности, закон предусматривает:

  • повышение военного сбора с 1,5% до 5% доходов физических лиц. Это не будет касаться военных;
  • введение военного сбора для плательщиков единого налога ІІІ группы в размере 1% от дохода;
  • введение военного сбора для ФЛП I, II и IV групп в размере 10% от минимальной зарплаты, которая на данный момент составляет 8000 грн в месяц.

Как сообщил член финансового комитета Ярослав Железняк, из-за путаницы с одной из поправок, военный сбор для всех, кроме ФЛП-упрощенцев, вырастет с момента вступления в силу закона, а не с 1 октября. То есть, "задним числом", как предполагал проект закона до второго чтения.

"Правда, как его теперь считать с середины месяца, остается открытым вопросом", — написал депутат.

Для ФЛП военный сбор все равно вырастет с 1 октября.

С 1 января 2025 года 5% военного сбора также будут облагаться налогом на другие доходы граждан (в дополнение к зарплате).

Эти изменения будут действовать до конца того года, когда завершится военное положение.

"Примечательно, что закон предусматривает переход с ежеквартальной на ежемесячную отчетность для предприятий и компаний по выплатам физическим лицам, а также по НДФЛ, военному сбору и ЕСВ. Это воспринимается как признак того, что правительство готовится ввести экономическое бронирование на основе уровня зарплат. Это изменение вступит в силу с 1 января 2025 года", — отмечает Украинская служба Би-Би-Си.

По расчетам правительства, эти налоговые изменения должны принести в бюджет дополнительные 58 млрд грн уже в этом году (в следующем — 137 млрд грн). Это значительно меньше необходимых только к концу текущего года 500 млрд грн.

Бизнес и аналитики крайне критически восприняли налоговые изменения, инициированные правительством. И дело не только в том, что эффект от них не покроет дефицит средств на оборону. Вместо поддержки тех, кто работает во время войны, они еще больше усложнят жизнь тем, кто работает "в белую", утверждают предприниматели.

Еще после первого чтения законопроекта соучредитель Monobank Олег Гороховский заявлял, что "когда бизнес проигрывает, не выигрывает никто".

Это замечание в первую очередь касается повышения военного сбора, увеличивающего налоговую нагрузку на оплату труда.

По экспресс-опросу Европейской бизнес ассоциации (ЕВА), более половины — 55% компаний — не смогут компенсировать повышение военного сбора работникам.

"Следовательно, это приведет к снижению реального дохода людей", — поясняют в ЭВА.

При этом опрос проводился среди членов ассоциации, то есть, преимущественно крупных международных компаний.

Эксперты ЭВА считают, что любое дополнительное налогообложение бизнеса, включая повышение военного сбора, может исказить конкурентную среду, так как работать "в белую" станет экономически невыгодно.

Поэтому перед повышением налогов правительству следовало бы обратить внимание на неиспользованный фискальный потенциал теневого сектора экономики: "Любому повышению налогов для добросовестного бизнеса должна предшествовать результативная борьба с тенью и налогообложение той части бизнеса, которая не платит налоги вообще или использует схемы для оптимизации".

В ЭВА отметили, что согласно расчетам Института социально-экономической трансформации, украинский бюджет недополучает около 400 млрд грн от теневого сектора.

Действительно, эта сумма почти соответствует объему дополнительных средств на оборонные нужды, которых не хватает в госбюджете.

Некоторые замечания бизнеса к налоговым изменениям совпадают с замечаниями юристов. В частности, Главное юридическое управление Верховной Рады, проанализировав законопроект, пришло к выводу, что некоторые нормы в этом проекте закона не соответствуют Конституции, не согласуются с законами Украины и не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Украины.

Юридические эксперты Рады подчеркивают не только авансовую уплату налогов некоторыми плательщиками, что "не соответствует принципу равенства и недискриминации налогоплательщиков", но и то, что некоторые из них предлагается исчислять в евро, хотя единственной платежной единицей в Украине является гривна. Речь идет о нормах закона, по которым АЗС должны производить авансовые платежи налога на прибыль — в размере 30, 45 или 60 тыс. грн в зависимости от типа заправки за каждое место продажи горючего. Также он привязывает к курсу евро ставки авансовых налоговых взносов по пунктам обмена валют. Такой взнос составит 700 евро за каждый пункт обмена валюты в Киеве, 600 евро – в городах с населением более 50 тысяч жителей и 200 евро для остальных населенных пунктов.

Кроме того, ряд норм не учитывают требования Конституции по предсказуемости закона.

"Предсказуемость означает, что закон должен быть, по возможности, провозглашен заранее – до его применения, и должен быть предсказуем по поводу его последствий: он должен быть сформулирован с достаточной четкостью, чтобы лицо имело возможность направить свое поведение", – отметили в Главном юридическом управлении Рады.

Таким образом, общий кумулятивный эффект всех явных крупных недостатков принятого закона подталкивает к тому, что этот недоработанный документ придется переголосовать в парламенте из-за нечеткости и противоречивости формулировок. Если президент все же подпишет его в таком виде — гарантированно возникнут серьезные проблемы с реализацией норм этого "исторического и революционного" закона на практике.