среда16 октября 2024
good-news.com.ua

Рейдерство, перестрелки и бизнес: как дикие цветы трансформировались в дикие ягоды - Леонид Швец.

Политический журналист и публицист Леонид Швец подготовил статью для "Телеграфа", в которой анализирует ухудшение отношений между Рамзаном Кадыровым, Сулейманом Керимовым и семьей Бакальчуков, владельцами Wildberries.
Рейдерство, перестрелки и бизнес: как дикие цветы трансформировались в дикие ягоды - Леонид Швец.

Не успела новость о том, что Рамзан Кадыров 9 октября на встрече со своими силовиками пообещал внесудебную расправу, кровную месть одному российскому сенатору и двум депутатам Госдумы, выходцам из Дагестана и Ингушетии, распространиться через государственное информационное агентство ТАСС, как пришло сообщение о покушении на еще одного уважаемого человека — Шерипа Аликхаджиева, бывшего главы Шалинского района Чечни и экс-зампредседателя Госсовета республики. В 2004 году он был вынужден оставить свои посты, а затем и Чечню, предположительно из-за конфликта с Рамзаном Кадыровым, который считал его конкурентом в борьбе за власть после смерти своего отца. Аликхаджиев стал зампредом правительства Ингушетии, а на родине против него было возбуждено уголовное дело.

Вечером 10 октября, после того как гости разошлись, кто-то выстрелил в Аликхаджиева, находившегося на веранде своего дома в элитном подмосковном поселке, четыре раза и скрылся. Жертва покушения с тяжелыми ранениями сейчас находится в больнице.

Неизвестно, в каких отношениях Шерип Аликхаджиев, который с некоторых пор живет и работает в Москве, находится с хозяином Чечни спустя двадцать лет после острого конфликта. Также неясно, имеет ли он какое-либо отношение к делу Wildberries, вокруг которого развернулся захватывающий сюжет. Может быть, угрозы Кадырова одним врагам и покушение на другого — это просто совпадение, ведь история порой действительно полна неожиданностей. Однако облик самой России, в которой стала возможной такая Чечня, становится все более жутким и омерзительным, с явными признаками распада.

Дело Wildberries заслуживает краткого изложения.

Компания Wildberries ("Дикие ягоды") — это огромный маркетплейс, местный аналог интернет-магазина Amazon, который занимает около пяти процентов российского розничного рынка: колоссальные обороты и прибыли. Маркетплейс завершил 2023 год с выручкой в 539 миллиардов рублей. Всем этим богатством владели Татьяна и Владислав Бакальчуки. Татьяна считается самой богатой селфмейд-вумен в России и занимает 22 позицию в рейтинге русского Forbes за 2024 год.

Но в какой-то момент бизнес столкнулся с неприятностями в виде дотошных проверок со стороны контролирующих органов. В январе 2024 года на одном из крупных складов компании в поселке Шушары под Санкт-Петербургом произошел пожар, который нанес убытки на 12 миллиардов рублей. Можно только гадать, были ли эти проблемы случайными, но они заставили Бакальчуков искать пути решения. Татьяна нашла их. Или ее нашли.

Братья Роберт и Левон Мирзояны, тбилисские езиды по происхождению, владельцы компании по наружной рекламе Russ, предложили Wildberries объединиться в пропорции 35% на 65%. Это было довольно наглое предложение, учитывая разницу в масштабах объединяющихся структур, но, похоже, это было предложение, от которого нельзя было отказаться. За Мирзоянами стоял их старший партнер — Сулейман Керимов. Человек, чье влияние в российском бизнесе не ограничивается высоким местом в рейтинге Forbes: в 2020 году он занимал первое место, сейчас 12-й, но это не столь важно. Важно то, что Керимов сделал так, что сделка была поддержана на самом высоком уровне.

На стол Путину легло письмо от Татьяны Бакальчук и Роберта Мирзояна, в котором содержалось обещание превратить объединенную компанию в конкурента ведущих мировых гигантов вроде Amazon, с организацией расчетов в обход Swift, что дало бы эффект в полтора процента российского ВВП. Керимов знает: вождь любит грандиозные проекты. Татьяне была организована высочайшая аудиенция. Путин поддержал сделку и поручил ее сопровождать замглавы президентской администрации Максиму Орешкину.

В июне была зарегистрирована новая компания, а в июле начался публичный скандал. Владислав Бакальчук выразил недовольство сделкой и обратился за помощью к Рамзану Кадырову. В его телеграм-канале появилось видео, на котором Бакальчук жалуется Рамзану: "Жена ушла из дома, связалась с непонятной компанией, которая под видом объединения отжимает бизнес, уводит активы". В ответ чеченский президент возмущается тем, что "какие-то черти" разрушают семью, в которой семеро детей, и забирают бизнес у "старого друга". "Ты управляй, как было, так и делай. Остальное решат ребята, я им всем скажу".

Это, безусловно, ключевой момент. Кадыров не мог не знать, что сделку одобрил сам, но публично пообещал все перерешать. У него давние неприязненные отношения с Сулейманом Керимовым и конкуренция за позицию первого непререкаемого авторитета на Северном Кавказе. Кадыровцы помогали решать некоторые проблемы на Wildberries, очевидно, не безвозмездно, но, когда дело дошло до технического отъема активов, вмешались более опытные специалисты в подобных процессах, и это привело Рамзана в ярость.

Примечательно, что супруги Бакальчуки, у которых действительно испортились личные отношения, и в этом, как кажется, свою роль сыграл Левон Мирзоян, не стали обращаться в суды для разрешения вопросов дележа корпоративного имущества, а начали искать поддержку у влиятельных "крыш".

Похоже, Кадыров переоценил свои возможности в попытке заставить Путина изменить решение. В августе хозяин Кремля посетил Грозный и даже присутствовал в тире, где стрелял Адамчик, любимый сын Рамзана. Казалось, можно было попросить что угодно — и все бы отдали. Wildberries не отдали.

Уже 18 сентября пришлось отправить с Владиславом группу кадыровцев на силовой захват главного офиса компании в Романовом переулке, в 300-400 метрах от Кремля. Тогда и произошла скандальная перестрелка, в которой погибли два охранника-ингуша.

Ингуши в этой истории фигурируют потому, что депутат Госдумы от Ингушетии Бекхан Барахоев тесно сотрудничает с Мирзоянами. Его кадыровцы обвинили в перестрелке, хотя жертвы были не с их стороны. И Барахоев, и убитые охранники — люди не простые. Барахоев долгие годы входил в команду бывшего президента Ингушетии генерала Руслана Аушева, человека, пользующегося безграничным уважением на Северном Кавказе. С Аушевым по бизнесу имел общие дела один из Мирзоянов. Младший из убитых был популярным в Ингушетии спортсменом, а старший когда-то работал в охране другого бывшего главы Ингушетии, а ныне замминистра обороны РФ Юнус-Бека Евкурова. На похороны убитых на родине пришли тысячи людей. Если у кого-то и возникли мысли о кровной мести, то у них.

Когда после стычки в центре Москвы последовали аресты, казалось, история с Wildberries закончится. Вместе с рейдерами-чеченцами за решеткой оказался и Владислав Бакальчук. Но Рамзан не растерял все рычаги: была достигнута договоренность, что налетчиков, включая тех, кто убил охранников, отправят в зону СВО, а как комфортно воюют кадыровцы, известно всем. Бакальчука же просто выпустили, будто он и не участвовал в рейде, который сам назвал "попыткой договориться".

Тем временем Федеральная антимонопольная служба одобрила слияние Wildberries с Russ, распоряжение Путина продолжает исполняться. Кадыровское "я поговорю с ребятами" оказалось пустой бра