С 1 января 2024 года Агентство оборонных закупок стало единственным органом в структуре Министерства обороны, отвечающим за закупку вооружения и военной техники для ВСУ. Это дало толчок к реформе оборонных закупок, поскольку система требовала кардинальных изменений из-за своей неэффективности и чрезмерной бюрократии.
Агентство столкнулось с огромными вызовами, так как необходимо было одновременно кардинально изменить систему и оперативно удовлетворять насущные потребности военных, а также защищать существование института в условиях постоянных попыток остановить или подорвать его деятельность.
В 2024 году АОЗ смогло значительно снизить или, по крайней мере, удержать средние цены на боеприпасы критической номенклатуры, несмотря на устойчивую тенденцию к росту цен из-за глобального дефицита взрывчатых веществ и высокого спроса на боеприпасы.
Например, по сравнению с 2023 годом средняя цена на снаряды 155-мм калибра в заключенных Агентством контрактах 2024 года снизилась на 15%; 152-мм – на 23%, 125-мм – на 16%. Это позволило сэкономить миллиарды гривен, которые были направлены на закупку дополнительного вооружения для ВСУ.
Ключевым фактором, который позволил Агентству оборонных закупок стабилизировать и даже снизить цены на рынке вооружения и военной техники (ВТ), стало сокращение доли посредников. Если по переходным контрактам Агентства, подписанным в 2023 году, доля специмпортеров составляла 82%, то в 2024 году – 12%.
Большая часть суммы контрактов в текущем году приходится на украинское производство вооружения. Также значительно увеличилась доля прямого импорта Агентства, в частности, прямых контрактов с производителями.
АОЗ уже заключила 50 контрактов с мировыми производителями вооружения из 13 стран. Это прямые соглашения с болгарскими производителями, что еще недавно казалось невозможным.
С специмпортерами существует лишь несколько возможных моделей сотрудничества, которые публично предлагает АОЗ. Например, когда они поставляют оружие из стран, где Агентство не может работать напрямую, беря на себя все связанные с этим риски; или когда используют собственные средства или работают по давальческой схеме.
Из годового бюджета Агентства в 306,1 млрд грн на закупку ВВТ полностью выполнены бюджетные обязательства по заключенным контрактам; 99,2% суммы уже выплачено поставщикам. И это при том, что 25% общего бюджета до АОЗ было доведено только в октябре.
Остаток средств в 0,8% не является критическим и возник по техническим и независимым от Агентства причинам (из-за поставок товара 30 и 31 декабря вне платежного периода и из-за того, что оплата определенного товара может быть произведена только после полного выполнения контракта).
В последнее время вопрос о способности Агентства освоить годовой бюджет вызвал активные дискуссии. Можно предположить, что информация о значительных остатках средств на счетах АОЗ использовалась для создания сомнений в ее способности использовать их до конца года и обоснования передачи 23 млрд. грн. Государственной пограничной службе Украины. Однако сумма задолженности на конец года не была бы больше, даже несмотря на эти изъятые из бюджета средства. Потребность в авансировании на следующий год уже заключенных АОЗ контрактов значительно превышала эту сумму. Контракты, которые могли быть проавансированы в 2024 году, будут проавансированы в 2025 году. Но из-за нехватки средств, вызванной этим решением, АОЗ необходимо будет жестко определять приоритеты контрактирования.
2024 год стал временем, когда украинская оборонная промышленность значительно увеличила свои возможности. Это дает нашей стране шанс быть самодостаточной в отражении вооруженной агрессии.
В прошлом году Агентство оборонных закупок профинансировало контракты с 155 украинскими производителями вооружения.
Тем не менее, масштабная ошибка, связанная с поставкой мин украинского производства, продемонстрировала, к чему может привести ситуация, когда большая часть объемов определенной номенклатуры отдается по заказу одному государственному производителю. Недавно Министерство обороны утвердило приказ о передаче функции технической инспекции на внутреннем рынке военным представительствам МО в АОЗ. Важно, чтобы сразу после этого решения были внесены изменения в соответствующую нормативную базу, регулирующую нашу работу. В таких условиях истории о подтверждении заведомо "раздутых" возможностей производства не будут возможны.
В 2025 году Агентство будет диверсифицировать риски при поставках, имея 2-3 контракта с производителями и надежными поставщиками на каждую критическую номенклатуру. Вся необходимая работа для этого уже выполнена.
В 2024 году Агентство поставило вооружение Вооруженным Силам Украины на сумму более 180 млрд грн. Не менее важно, что за финансовые ресурсы 2024 года в первом квартале 2025 года будет поставлено вооружение и военной техники на сумму около 46 млрд грн. Это обеспечит непрерывные поставки для ВСУ в начале нового бюджетного года.
Мы уделили значительное внимание установлению прямой связи с закупочными агентствами стран НАТО. Мы уже подписали меморандумы о сотрудничестве с агентствами из пяти стран: Дании (DALO), Эстонии (ECDI), Норвегии (NDMA), Турции (SSB) и Италии (ADI).
Для нас это, прежде всего, возможность обмениваться информацией о построении закупочных процессов и рынке вооружения. Используя их опыт и адаптируя его к нашим реалиям военного времени, можно быстро выработать правильную стратегию.
Одним из значительных достижений команды Министерства обороны и Агентства стало успешное внедрение "датской модели", когда другие страны закупают оружие для ВСУ именно у украинских производителей. Так, Дания профинансировала контракты с украинскими производителями ВВТ на общую сумму 535 миллионов евро, включая производство законтрактованных Агентством дальнобойных дронов. Все это вооружение уже было передано нашим войскам.
Сотрудничество с Данией должно было стать историей успеха – на этом пути не могло быть никаких ошибок. И это удалось, поскольку Швеция, Норвегия и Литва также присоединились к модели. Сотрудничество Агентства с партнерами основано на принципах максимальной открытости. Мы предоставляем им информацию о производителях, их производственных мощностях и подтверждаем отгрузку готовой продукции.
Несмотря на постоянную контрактовку, в прошлом году мы полностью изменили организационную структуру Агентства, создав 5 офисов, каждый из которых соответствует отдельной категории вооружения: боеприпасов; БпЛА и РЭБ; наземной техники; ПВО и авиации; специальной техники.
Новая организационная структура позволила сосредоточить экспертизу в конкретных видах вооружения, синхронизировать работу с Генштабом и наладить системное сотрудничество с производителями, учитывая актуальные условия на поле боя при изготовлении их продукции. Следовательно, каждый офис стал медиатором между военными и производителями, учитывая потребности первых и возможности вторых.
Много усилий было приложено для максимального обеспечения контрактования. Для этого осуществляется мониторинг цен, проверка контрагентов, инспекция складов и производственных мощностей, анализ логистических маршрутов, комплаенс-контроль. Заключению каждого контракта предшествует огромная работа, чтобы в момент поступления запроса от Генштаба мы были готовы заключить контракт в течение нескольких дней.
Долгожданным шагом стало создание Наблюдательного совета АОЗ, который начал свою работу в декабре 2024 года. В