Ветераны ежедневно сталкиваются с множеством проблем. Учитывая, что после завершения войны ветераны и их семьи составят около 15-20% населения Украины, необходимо уже сейчас создавать не просто эффективную систему государственной ветеранской политики, а инновационную, которая отсутствует не только у нас, но и в большинстве стран.
Хочу сразу подчеркнуть, что взгляды типа "Минветеранов нам не нужен", "мы не можем позволить себе другую ветеранскую политику из-за недостатка финансирования", "после окончания войны будем заниматься реформами", "нынешний Минвет неэффективен, так что ничего ему не нужно" и т.д. — ошибочны и абсурдны. Ветеранская политика является важным элементом мотивации для военных, поэтому без нее мы не сможем защищать страну и создавать сильную армию. Это — залог нашего выживания.
Прежде всего, это стратегия политики с четким определением понятий, видения, целей, приоритетов и компонентов. Из нее вытекает нормативно-правовое обеспечение, то есть рамочное и вспомогательное законодательство, ведомственные нормы, регламенты и т.д., включая юридический статус и функционал ключевых участников такой политики. Затем следует организационная структура: профильный орган власти (министерство) и его подразделения, уполномоченные органы на местах, ветеранская инфраструктура. Далее идет проектно-программный уровень, то есть планы, мероприятия и поощрения. Наконец, операционный уровень, касающийся реализации мероприятий и непосредственной работы с ветеранами. Важный аспект любой системы — финансирование. На каждом из этих уровней у нас есть как проблемы, так и решенные вопросы.
Единой государственной стратегии ветеранской политики и даже общепринятого понимания ее "основ" в Украине до сих пор нет. Даже с базовыми определениями существуют проблемы (кто считается украинским ветераном, какие категории ветеранов должны быть, каков официальный срок начала российско-украинской войны и т.д.). В результате, представления, декларации и инициативы чиновников постоянно меняются, что не позволяет системе развиваться стабильно.
Нормативно-правовая база ветеранской политики устарела и неэффективна. Регулирование осуществляется на основе четырех основных законов, два из которых были приняты еще в начале Независимости, а остальные 95% — подзаконные акты ведомств. После 2022 года новый закон так и не был принят, и никаких новых идей не реализовано.
Организационная структура слаба и крайне несовершенна, министерство является одним из наиболее кадрово и инфраструктурно необеспеченных. В структуре Минвета до сих пор нет собственных ветеранских ВЛК и медицинской реабилитационной инфраструктуры!
Программно-проектный уровень достаточно насыщен, однако ограничен в ресурсах и зависит исключительно от инициатив сотрудников министерства, креативности УВФ и активности ветеранских ГО. Этого достаточно для положительной оценки работы Минвета/УВФ, но крайне мало для того, чтобы считать ветеранскую политику эффективной в целом.
Операционный уровень только начинает формироваться и испытывает типичные "болезни роста": нехватка специалистов, дефицит средств, недостаток опыта в решении специфических проблем ветеранов.
С финансированием ситуация очень неоднозначна. В абсолютных цифрах положение еще недавно выглядело довольно неплохо — начиная с 2022 года финансирование мероприятий ветеранской политики увеличивалось три года подряд и в 2024 году достигло рекордных почти 14 млрд грн. Но… 14 млрд грн — это всего лишь чуть больше 3,5 млрд долл. на зарегистрированных 1,3 млн ветеранов. С точки зрения финансовой обеспеченности государственной ветеранской политики, в среднем выделяется 2700 долл. на одного ветерана в год (для сравнения, в США — более 16 тыс. долл.). Для решения проблем с лечением, протезированием и жилищным обеспечением хотя бы для большинства нуждающихся понадобятся десятилетия. Более того, согласно Правительственной бюджетной декларации на 2025-2027 гг., расходы на ветеранскую политику в следующем году будут сокращены до 5,7 млрд грн, то есть более чем в два раза, фактически до уровня начала 2022 года. Таким образом, финансирование составит не 2700, а чуть больше 1000 долл. на одного ветерана, при этом ветеранская аудитория будет расти, существующие проблемы останутся, а система останется прежней. В то же время, средства на восстановление финансирования Дорожного фонда Правительство Шмыгаля нашло и не пожалело: 44 млрд грн предусмотрено на 2025 год, 124 млрд грн на 2026 год и 233 млрд грн на 2027 год.
Учитывая все вышеперечисленное, а также анализируя опыт ветеранской политики США, ОО "Вільні та Вірні" выработало собственное видение изменений в системе государственной ветеранской политики Украины.