воскресенье22 декабря 2024
good-news.com.ua

По словам Игоря Семиволоса, главными проигравшими в Сирии оказались Иран и Россия.

Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований, делится своими мыслями о последствиях свержения режима Башара Асада в Сирии.
По словам Игоря Семиволоса, главными проигравшими в Сирии оказались Иран и Россия.

В настоящее время в Сирии происходит уникальный процесс – возрождение новой сирийской нации из руин гражданской войны. Можно с уверенностью утверждать, что режим Асадов, правивший страной на протяжении десятилетий, рухнул. Это знаковое событие, безусловно, окажет значительное влияние на геополитическую ситуацию в регионе и может вызвать так называемый "эффект домино". Тем не менее, стоит подчеркнуть, что сценарий внешней агрессии в отношении соседних арабских стран, о котором предупреждают пророссийские аналитики, вряд ли произойдет. На это указывают несколько факторов.

Прежде всего, сирийцы устали от многолетней войны и стремятся к её скорейшему завершению. Разрушенная экономика и инфраструктура требуют серьезных усилий для восстановления, что невозможно в условиях продолжающегося конфликта. Политические лидеры оппозиции понимают, что эйфория быстро пройдет, и без эффективного переходного правительства, признанного международным сообществом, невозможно будет провести новые выборы, обеспечивающие легитимность власти.

Вдобавок, необходимо инициировать масштабные внутриполитические переговоры для определения будущего территориального устройства Сирии и нахождения компромиссов между различными группировками. Очевидно, что представители различных групп по-разному воспринимают будущее политическое устройство, роль религии и права меньшинств – все это требует активных переговоров и согласований, причем в кратчайшие сроки. Определенные основания для этого уже заложены – одним из факторов успеха "Хаят Тахрир аш-Шам" стали удачные соглашения, достигнутые их лидером Абу-Мухаммадом аль-Джулани с представителями других этноконфессиональных групп и племенными шейхами. Я допускаю, что этот тренд продолжится и в дальнейшем.

Сценарий распада Сирии, такой как отделение Латакии или контроль курдов над северо-восточными районами, я считаю маловероятным. Одной из своих задач Джулани в интервью CNN обозначил освобождение Сирии от иностранного присутствия. Напомню, что помимо россиян и иранцев, часть сирийской территории контролируют Турция и Израиль. Причем последний вошел в Сирию буквально в день падения режима Башара Асада, создав так называемую "зону безопасности". Очевидно, что окончательное решение вопроса иностранного присутствия в Сирии, особенно касающегося Турции, может быть найдено только после выборов новой власти. Также ясно, что ни одно сирийское правительство не признает Голанские высоты, оккупированные и аннексированные Израилем, как часть еврейского государства. Как будет развиваться этот процесс, пока сложно сказать, но на начальном этапе, скорее всего, повстанцы воздержатся от открытого противостояния с Израилем.

Вопрос о Хезболле остается неопределенным. Я предполагаю, что сирийцы будут стремиться к дальнейшему ослаблению шиитского влияния в Ливане и изменению политической ситуации в стране в духе "Кедровой революции" 2005 года.

Иран, как и Россия, в текущей ситуации являются главными проигравшими. Усилия, потраченные Москвой на укрепление своего геополитического положения на Ближнем Востоке, оказались напрасными. Это серьезный геополитический удар, который, вероятно, подорвет позиции Кремля в регионе и служит явной демонстрацией неспособности России защищать своих союзников на фоне огромных потерь в Украине. Тегеран, в свою очередь, утратил так называемый шиитский коридор, который они выстраивали с 2015 года. Поражение экспедиционного корпуса КСИР "Аль-Кудс" окажет значительное негативное влияние на позиции КСИР внутри Ирана, что может подтолкнуть умеренные силы к пересмотру их роли в стране. Такой сценарий может привести к расколу элит в Иране и началу конца исламистского правления.