вторник21 января 2025
good-news.com.ua

Игорь Коломойский теряет контроль над нефтяной империей. Сергей Куюн утверждает, что "Привату" больше не стоит рассчитывать на рынок.

Эксперт в области энергетики Сергей Куюн объяснил, почему на автозаправочных станциях "Приват" отсутствует топливо.
Игорь Коломойский теряет контроль над нефтяной империей. Сергей Куюн утверждает, что "Привату" больше не стоит рассчитывать на рынок.

В крупнейшей украинской сети автозаправочных станций, принадлежащей группе "Приват" Игоря Коломойского и его партнерам, наблюдается нехватка топлива. Для любой сети исчезновение хотя бы одного товара из ассортимента хотя бы на час – это серьезная проблема. "Приват" же сталкивается с "сухим" состоянием по отдельным позициям на протяжении последних трех месяцев.

На пике своего влияния, в конце "нулевых", приватовцы контролировали более 1 600 АЗС – 25% от общего числа в Украине и обеспечивали каждый третий литр топлива на рынке. Их мощь была настолько велика, что позволяла шантажировать правительство, манипулируя ценами и исключая ценовые ограничения. Упоминать о геноциде конкурентов, через который было приобретено множество АЗС, излишне.

Однако секрет их могущества оказался достаточно простым. Осенью 2022 года государство национализировало полугосударственные "Укрнафту" и "Укртатнафту", которые находились под контролем "Привата" с 2003 и 2007 годов соответственно. Сам Игорь Коломойский оказался в тюрьме. С этого момента сеть начала стремительно разваливаться.

Сначала 537 АЗС были выведены из консолидированной сети "Укрнафта" (когда-то эти заправки были проданы "Приватом" "Укрнафте" за "недорого", но продолжали работать на прежнего владельца до последнего момента).

Затем "ПриватБанк" вернул себе 245 АЗС, которые были заложены под кредиты, однако на протяжении 8 лет их также использовали приватовцы.

Приблизительно до 200 станций осталось на оккупированных территориях.

На сегодняшний день сеть насчитывает около 550 АЗС, многие из которых закрыты. Мобильное приложение отображает 430 адресов. Доля рынка по продажам составляет 5%.

Однако самое главное – это то, что собственные станции начали закрываться.

Практически сразу опустели магазины – важный элемент современной АЗС.

Летом 2024 года начали поступать сообщения о задержках зарплат персоналу и сокращении окладов для региональных менеджеров.

В то же время появились слухи о нехватке средств для расчетов с поставщиками топлива. А в октябре топливо стало пропадать. В начале января полностью исчез дизель, а на сегодняшний день бензин марки А-92 доступен на 28% станций оператора, А-95 — на 12%, сжиженный газ — на 5%. Продажа через приложение была прекращена, и неизвестно, сколько осталось талонов и карт – но, вероятно, немало.

Почему это произошло? Почему другие станции продолжают работать и развиваться, а такая обширная сеть приходит в упадок?

Поскольку "Приват" никогда не зарабатывал чисто на заправках. "Приват" получал доходы от "Укрнафты" и "Укртатнафты", превратив свои АЗС в банкоматы по выдаче наличных для своих владельцев.

Ранее я неоднократно упоминал о расцвете схем по ограблению "Укрнафты", когда только через продажу нефти "Укрнафты" по заниженной цене "Приват" заработал более $1 млрд в 2009-2010 годах.

Схожая сумма была выведена из компании в 2015 году, когда "Укрнафта" отправила без оплаты "приватовским" фирмам 1 млн тонн нефти и у тех же компаний закупила огромные объемы топлива, которое до сих пор не получило.

По словам главы "Укрнафты" и "Укртатнафты" Сергея Корецкого, фирмы "Привата" должны этим государственным компаниям не менее 100 млрд грн.

Даже война ничего не изменила. В конце апреля 2022 года был проведен аукцион по продаже сжиженного газа "Укрнафты", ресурс был передан "Привату" по заниженной цене. Потери "Укрнафты" составили 380 млн грн. В конечном итоге активы были национализированы за отказ платить налоги…

Скажите, зачем мучиться с сетью, инвестировать, рисковать, нанимать тысячи людей, одевать и обучать их, если можно сидеть в офисе и зарабатывать деньги, о которых этим заправкам даже не мечталось?

Но когда основной источник дохода у "Привата" был отнят, упадок был лишь вопросом времени. Наибольшими преимуществами были широкое покрытие и низкая цена, которая дотировалась за счет вышеупомянутых доходов от эксплуатации государственных активов.

В то же время конкуренты, не имея заводов-пароходов, сосредоточились на усовершенствовании своих объектов и сервиса. Развернулась настоящая гонка "вооружений": специальный кофе, бургеры из-под ножа и другие приятные для потребителей новшества. Цены выровнялись, потому что "Приват" оказался в равных условиях с остальным рынком при закупке топлива. Кто поедет на старую заправку с туалетом в посадке, если рядом есть возможность купить булочки с кленовым сиропом, чистоту и топливо по таким же ценам?

Что будет дальше? В последний год поступали сообщения о попытках Михаила Кипермана (возглавляет нефтяной бизнес "Привата") перегруппироваться в новых условиях. Были разговоры о привлечении внешних управленцев, о передаче части или всей сети в управление. Также были предложения по продаже части станций на рынке. Но ничего не сработало.

Чем дольше будет продолжаться этот бесконечный ужас, тем более ужасным будет завершение. Вернуться на рынок этим заправкам с каждым днем будет все труднее. Потребители уходят, многие люди остаются с неиспользованными талонами, это не забывается.

И если активы рано или поздно будут распределены, то о "Привате" как игроке на этом рынке можно будет забыть. Приватовцы оказались неспособны работать в условиях жесткой конкуренции, как и любой олигархический бизнес. Паразитирование на государственных активах, монополия и доступ к регулированию тарифов – вот секреты успеха. А на рынке топлива необходимо бороться за каждую копейку и заботиться о клиентах.

Эта история очень показательна и поучительна. Сколько государственных денег ушло в карманы олигархов? Сколько бизнесов не были созданы или закрылись из-за подавления монополиями? Какой страной мы могли бы стать, если бы эффективно использовали государственные ресурсы и предприятия? Кто знает, возможно, мы бы и не оказались в той яме, где находимся сейчас.