На основе публичных заявлений и обсуждений можно выделить две ключевые составляющие:
Что касается первого пункта, то администрация США под руководством Джозефа Байдена наконец-то ввела санкции против теневого флота нефтяных танкеров. Индия уже подтвердила, что откажется принимать суда, подпадающие под эти санкции. Похоже, что и у будущей команды Дональда Трампа есть представление о возможных других механизмах, которые могут заставить Россию прекратить свои военные действия.
В отношении второго пункта понимание находится на начальной стадии формирования. Изменения могут затронуть как аспекты безопасности, так и экономические/торговые отношения между США и Европой. Однако уже формируется четкая позиция по двум вопросам.
Первый вопрос, который играет в нашу пользу, – это дальнейшее укрепление обороноспособности Украины. На 25-м "Рамштайне" обсуждались, в частности, программы сотрудничества до 2027 года. Также стоит отметить, что это часть общего подхода к безопасности внутри Европы. Генсек НАТО Марк Рютте на днях заявил, что 2% на оборону уже недостаточно: "Мы в безопасности сейчас, но не будем в безопасности через 4-5 лет. Если мы этого не сделаем (имеется в виду увеличение расходов на оборону), придется доставать учебники из русского или ехать в Новую Зеландию". Рютте говорил это с некоторой долей шутки, хотя шутка касалась лишь формулировки, а не содержания, а именно – ситуации "ни войны, ни мира", о чем он также упомянул.
Второй вопрос, важный для достижения мира – это членство Украины или даже приглашение в НАТО как гарантия безопасности. К сожалению, США и Германия придерживаются мнения, что во время войны это решение не будет принято. Тем не менее, обсуждаются возможные гарантии безопасности, если членство в НАТО не будет реализовано. Многое будет зависеть от того, какая страна в Европе станет лидером в вопросах безопасности: Великобритания, Франция или Германия.
Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать: поскольку риски внутри НАТО (особенно в Европе) не только осознаются, но и понимаются, Украине продолжат оказывать помощь в укреплении обороноспособности. В противном случае риски для Запада возрастут еще больше. Однако хотелось бы, чтобы западные альянсы также решились на формулирование долгосрочного видения в области безопасности.
Поскольку именно от политических решений, принимаемых после или в ходе возможной заморозки активных боевых действий в ситуации "ни войны, ни мира", будет зависеть, будем ли мы двигаться к устойчивому миру или к новой фазе войны.