Саммит БРИКС в России продемонстрировал: Глобальный Юг не является союзником Украины, но также не намерен вступать в войну с Западом — Россия в этой ситуации будет действовать самостоятельно. Концепции валюты БРИКС, отказа от доллара, замены SWIFT и формирования антизападного альянса — все это не состоится.
Во-первых, но не в последнюю очередь — количество участников. В прошлом году саммит БРИКС в Южной Африке собрал свыше 30 лидеров (премьеров, вице-президентов, президентов), а в этом году — менее 20.
Во-вторых, статус участников. Множество лидеров отказались от визита. В частности, президент Бразилии ("получивший травму"), президент Кубы ("энергетические проблемы"), президент Сербии ("встреча с президентом Польши"). Здесь комментарии излишни.
Путин хотел устроить отдельное представление с президентом Бразилии, планируя встречу трёх: Бразилия, Китай (обе страны входят в десятку крупнейших экономик мира) и Россия (не входит). Однако шоу "настоящие экономические тигры мира, смотрите и восхищайте" пришлось отменить в последний момент.
Перед саммитом главный алкоголик России, Медведев, заявил, что БРИКС должен стать аналогом СССР и противостоять Западу. Однако ни одна из "глобальных идей" Путина не получила поддержки. Никто, кроме откровенных шутов, не захотел "воевать с Западом". Даже намёки на такую борьбу были отвергнуты.
Индия и ЮАР прямо выступили против политизации блока и его проектов. Эти страны не поддержали действия и идеи, направленные против кого-либо. ЮАР утверждает, что создание валюты БРИКС было бы "политическим проектом". Индия заявляет, что этот вопрос не должен обсуждаться. Интересно, что даже Китай проявил осторожность в этом вопросе.
Перед саммитом БРИКС в Москве должна была пройти встреча министров финансов и глав центробанков БРИКС. Фактическая тема разговора — "новая валюта БРИКС" и "новый SWIFT". Однако Китай, Индия, ЮАР и другие отправили на встречу менее значительных представителей, не обладающих полномочиями.
Под санкциями остается только Россия. Другие банки мира не желают оказаться в одной лодке с РФ. Любые действия по созданию системы, которая должна обойти ограничения текущей банковской модели, напрямую угрожают санкциям этим странам. Ведь так или иначе — это будет фактическим обходом санкций, наложенных со стороны Запада — Европы, США, Японии, Канады, Австралии, Великобритании и других.
И все это ради того, чтобы упростить торговлю с Россией? Больше национальных валют в двусторонних операциях — да, отказ от доллара — нет. Новая валюта, новый SWIFT — это потребности Москвы, Ирана, КНДР. Но не Глобального Юга, где никто не сталкивается с проблемами мировой финансовой системы.
Кроме того, в самом БРИКС нет единства по большинству вопросов — как политических, так и экономических. Достаточно учесть Китай и Индию. Если добавить в список Пакистан, который подал заявку в БРИКС, получится взрывоопасная смесь противоречий. То же самое касается и других стран блока.
Индия открыто не поддерживает стремление Китая и России доминировать в организации. Поэтому она выступает против дальнейшего расширения БРИКС, в который в прошлом году вошли шесть новых стран, и десятки других, включая мировых изгоев, таких как Мьянма или Афганистан, выразили желание присоединиться.
Позицию Индии по нерасширению за счет прокремлевских или прокитайских изгоев разделяют Бразилия и ЮАР, сообщили Bloomberg чиновники этих стран. К ним присоединились Объединенные Арабские Эмираты, не поддержавшие превращение блока в антизападную платформу из-за тесных связей со странами ЕС и США.
В остальном БРИКС — это организация, члены которой ориентируются на Китай, который является крупнейшим торговым партнером для каждой из стран. Китай молчит. А Россия, как маленькое животное, пытается вести себя и выглядеть громче всех. Хотя другие страны понимают: политическое влияние России в БРИКС минимально. А Пекин не собирается вступать в конфликт.
Тем не менее, у яркого шоу Путина в Казани есть свои плюсы для Кремля и, соответственно, минусы для Украины. Многие лидеры Глобального Юга всё же посетили Россию. И своим присутствием подтвердили, что несправедливая война России против Украины, сотни тысяч убитых — это нормально, это допустимо. То есть, почти половина мира воспринимает нашу трагедию так, будто украинцы — не люди. Just business.
Когда в следующий раз кто-то из нас будет размышлять над тем, где наш путь — на Западе или на Востоке, на Юге или на Севере, вспомните страны, лидеры которых в 2024 году прибыли в Казань, чтобы поддержать кровавый спектакль Путина. Нынешняя сцена построена из костей украинских детей — убитых и похищенных. На крови украинских мужчин и женщин. Сейчас по ней топчутся те, кому неважно судьба украинцев.
В отличие от Запада, который собирает очередные $50 млрд для Украины на 2025 год, отправляя новое и новое оружие, чтобы украинцы могли защититься. И политически также стоит на нашей стороне.
Потому что мы часть Западного мира. Запад — наша семья. Какой бы сложной она ни была. Нерешительной, иногда даже слабой. Но именно она способна почувствовать нас, поддержать и разделить нашу боль. Только они в самые трудные часы истории встали рядом — оружием, деньгами, экономически, политически. Где друзья, а где враги — об этом важно не забывать.