Назначение нового руководителя Государственной налоговой службы Украины (ГНС) Руслана Кравченко 31 декабря 2024 года произошло в условиях, когда ведомство столкнулось с рядом серьезных вызовов. Накопившиеся проблемы, хроническая неэффективность налогового администрирования и крайне низкий уровень доверия со стороны бизнеса создают ситуацию, требующую системных и решительных шагов по реформированию службы.
Руслан Кравченко стал первым руководителем ГНС с мая 2021 года, который не занимает должность "исполняющего обязанности". Следует отметить, что его назначение произошло без проведения конкурса, что резко контрастирует с практикой назначения руководителей других экономических и антикоррупционных органов. В частности, руководители Государственной таможенной службы и Бюро экономической безопасности будут выбраны в этом году на основе прозрачных конкурсов с участием международных экспертов. Новый глава ГНС не имеет профильного опыта работы в налоговой сфере – почти всю свою карьеру он провел на должностях в органах прокуратуры, а в 2023—2024 годах возглавлял Киевскую ОВА.
Объем проблем, с которыми столкнется новое руководство ГНС, впечатляет. По данным исследования Всемирного банка, проведенного в 2024 году, украинский бизнес тратит в среднем 74,4 человеко-дня и более 100 тысяч гривен ежегодно только на выполнение налоговых процедур. Для крупных предприятий с оборотом более 80 млн грн эти затраты достигают 400 человеко-дней и почти 900 тысяч гривен в год, что свидетельствует о чрезмерной регуляции и бюрократии.
Качество работы налоговой службы вызывает серьезные опасения. По данным опроса, 46,1% предпринимателей столкнулись с недостатком качественных консультаций от сотрудников ГНС. Около трети респондентов негативно оценивают эффективность работы налоговых инспекторов. При этом только 41,8% опрошенных положительно оценили общую эффективность работы налоговиков, 31% — негативно, а 24,6% не смогли определиться или отказались отвечать.
Качество электронных сервисов ГНС также вызывает серьезные нарекания. Хотя около 75% предприятий подают налоговую отчетность в электронном виде через Электронный кабинет налогоплательщика, пользователи жалуются на его неудобство и технические сбои. Более 20% респондентов отметили проблемы с качеством и своевременностью электронных сообщений ГНС, 17,1% указали, что электронный кабинет не сохраняет заполненные формы, а 15,2% испытывали трудности с получением справок онлайн.
Исследование также выявило значительные проблемы с соблюдением налогового законодательства. По оценкам респондентов, такие предприятия отражают в налоговой отчетности только 61,1% фактического годового дохода и 52,2% заработной платы. Это указывает на высокий уровень теневой экономики и необходимость системных мер по детенизации.
Система блокирования налоговых накладных представляет собой особенно острую проблему. Массовые трудности у плательщиков НДС начались с 2022 года после изменений в системе мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков (СМКОР). По данным Совета бизнес-омбудсмена, в 2024 году наибольшее количество жалоб на работу ГНС касалось именно невыполнения налоговых решений судов по разблокировке накладных с НДС. Примечательно, что большинство судебных дел решается в пользу налогоплательщиков, что создает дополнительную нагрузку как на бизнес, так и на государственный бюджет.
К концу 2024 года ситуация осложнилась принятием закона о повышении налогов. Увеличение военного сбора с 1,5% до 5%, введение военного сбора для ФЛП в размере 10% от минимальной зарплаты и повышение ставок налога на прибыль для банков и небанковских финансовых учреждений произошло на фоне сомнительных объяснений правительства и парламента относительно нехватки средств. На самом деле, по данным Государственного казначейства, к началу 2025 года остатки на счетах государства достигли рекордных уровней – более 100 млрд грн на едином казначейском счете и 163 млрд грн на валютных счетах.
Согласно прогнозам Международного валютного фонда, налоговые поступления в Украине в 2025 году составят 35,6% ВВП, что является высоким показателем даже для развитых стран. Для развивающихся стран этот показатель составляет в среднем около 20%. Объемы уже предоставленной и обещанной помощи со стороны международных партнеров для Украины будут достаточными для выполнения бюджета 2025 года даже без повышения налогов, что ставит под сомнение текущую налоговую политику правительства.
МВФ в своем шестом пересмотре программы "Механизм расширенного финансирования", принятом 20 декабря 2024 года, определяет несколько ключевых обязательств относительно налоговой системы. В частности, необходимо внести изменения в упрощенную систему налогообложения для ограничения злоупотреблений, ввести отчетность для операторов цифровых платформ в соответствии с требованиями ЕС и усилить защиту налоговой информации. Однако четкая дорожная карта реформ пока отсутствует.
Успех реформ Государственной налоговой службы в значительной степени зависит от способности нового главы ГНС обеспечить баланс между наполняемостью бюджета и созданием благоприятных условий для развития бизнеса.
Необходимо установить конструктивный диалог с общественностью, бизнес-ассоциациями и налогоплательщиками, который отсутствовал при предыдущем руководстве налоговой службы. Качественная обратная связь налоговой службы с бизнесом является необходимым условием для любой успешной реформы.
Для эффективного реформирования налоговой службы необходимо сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях. Прежде всего, требуется комплексная реформа системы администрирования НДС с внедрением прозрачных критериев оценки рисков и устранением возможностей для коррупционных злоупотреблений. Не менее важна диджитализация налоговых сервисов и модернизация электронного кабинета налогоплательщика.
Особое внимание следует уделить реформе кадровой политики и повышению профессионального уровня работников ГНС. По данным опроса, украинские предприятия в среднем тратят значительно больше времени на взаимодействие с налоговыми органами по сравнению со странами ЕС. Необходимо также существенно улучшить взаимодействие с налогоплательщиками через создание эффективной системы консультаций и упрощение налоговых процедур.
Важным аспектом реформы должно стать внедрение рискоориентированного подхода к налоговому контролю. Согласно данным опроса, доля предприятий, подвергшихся налоговым проверкам, существенно не изменилась в период между 2021 и 2023 годами — около 14% предприятий. При этом крупные предприятия проверяются гораздо чаще: 40,1% компаний с более чем 50 работниками сообщили о налоговых проверках.
В то же время необходимо избегать дальнейшего необоснованного увеличения налоговой нагрузки, сосредоточившись на улучшении администрирования налогов и детенизации экономики. Только системный подход к реформированию ГНС позволит создать эффективную налоговую службу, обеспечивающую справедливый баланс между интересами государства и бизнеса.