На международных конференциях высшего уровня, собирающих влиятельных людей, случались разные события, но на финале 61-й Мюнхенской конференции по безопасности произошло нечто исключительное: выступая с заключительным словом, председатель фонда, организующего конференцию, опытный дипломат Кристофер Хойсген, неожиданно расплакался. Этот момент сам по себе ясно показал, что прежний мир, основанный на правилах, как отметил Хойсген, действительно в опасности.
Позже, успокоившись, Хойсген поделился своими мыслями с прессой: "Эта конференция – страшный сон для Европы", "речь вице-президента США прояснила важный момент: Америка при Трампе живет в другой Вселенной".
Можно понять, насколько сильно изменились взгляды дипломата. Накануне конференции он в интервью "Немецкой волне" заявил, что "у Трампа есть инструменты, которые могут помочь закончить войну и прекратить страдания людей. Это возможность, которую нельзя упустить. Мне кажется, что Кремль нервничает из-за нестандартных решений, которые может принять президент США… Думаю, мы обсудим это в Мюнхене и надеюсь на определенный прогресс". Он также выразил уверенность, что Трамп "очень привержен безопасности стран НАТО". Реальность оказалась шокирующей.
Оставим в стороне все вызовы для Европы, связанные с тем, что Америка сейчас живет в другой реальности, об этом будет много сказано, и надеюсь, много сделано; сосредоточимся на ситуации в Америке.
Менее чем через месяц после прихода Трампа в Белый дом иллюзии о некой волшебной силе новой американской администрации, которая удивит всех своей решительностью и креативностью, начали развеиваться. Одно дело — зажигательные заявления во время предвыборной кампании о золотом веке, который начнется в день инаугурации, и совсем другое — необходимость реализовать эти обещания. Отдельная тема — то, что новая команда вытворяет внутри страны, но первые шаги на международной арене продемонстрировали не просто слабость, а неадекватность США под новым руководством: агрессивные выпады против Канады, Дании и Мексики, нападки на руководство Британии и поддержка националистов Найджела Фараджа, а также проявление особенной симпатии к неонацистам из "Альтернативы для Германии". Не стоит спрашивать, как это согласуется с произраильской позицией Белого дома.
Когда в Европу отправились назначенцы Трампа, уровень катастрофы стало невозможно скрывать. Выступление главы Пентагона Пита Хегсета в штаб-квартире НАТО в Брюсселе даже опытный республиканец, глава сенатского комитета по вооруженным силам Роджер Уикер, охарактеризовал так, будто его написал Такер Карлсон, "а Карлсон – дурак", цитата. Вице-президент Джей Ди Вэнс не просто не затронул вопросы безопасности на конференции, но и откровенно нахамил европейским партнерам. А немцам плюнул в лицо, отказавшись от встречи с Олафом Шольцем, главой правительства принимающей стороны, но при этом демонстративно встретился с главой АдГ, которую не принято обсуждать в приличном обществе, за неделю до выборов.
Не то чтобы это прямо открыло миру глаза на Трампа и его команду; в конце концов, в Мар-а-Лаго всегда самым желанным гостем из Европы оставался Виктор Орбан, бельмо на глазу Евросоюза и НАТО, и отрада души Владимира Путина. Более наглядного свидетельства ценностного разрыва и представить сложно. Но даже идеологические противники трампизма склонны были считать Трампа необычайно сильным в своем безграничном прагматизме. Оказывается, что там нет ни прагматизма, ни силы.
Прагматизм основывается на глубоком понимании раскладов и процессов, что позволяет выделить собственный интерес. Чтобы добиться своего интереса, должно быть действительно интересно. Дональду Трампу интересен лишь он сам, все остальное вызывает глубокую скуку. По словам людей, работавших с ним в первый срок, он не способен выслушать длинный тематический доклад, не говоря уже о том, чтобы его прочитать. Все, что длиннее двух-трех абзацев – за пределами его возможностей. Сейчас, когда он стал заметно старше, способности усваивать и анализировать информацию у "стабильного гения", вновь возглавившего США, явно не улучшились. Откуда взяться глубокому пониманию сложных процессов, как в Америке, так и в мире, по вопросам, которые порой ставят в тупик даже экспертов? Откуда появятся прорывные "планы Трампа"?
Петушиный наскок Хегсета и Вэнса на Европу призван был неприличными манерами замаскировать пустоту, отсутствие у Соединенных Штатов представлений о том, как выполнять обещанное – останавливать войну. Если в первую "ходку" в Белый дом Трампа окружали компетентные люди, способные решать сложные проблемы и удерживать его от ошибок, то в этот раз он подобрал подчиненных на свой вкус, предпочитая, естественно, лизоблюдов. Но от них не дождаться толковых решений. Лизоблюдство идет рука об руку с посредственностью. Оставить Европу барахтаться в своих неприятностях – чем не выход в такой ситуации: "Это не мы некомпетентные пустобрехи, это вы расслабленные бездельники, паразитирующие на американской мощи". Тем более, что во втором тезисе есть доля правды.
Еще один яркий пример нового американского подхода – неожиданный визит в Киев министра финансов Скотта Бессента, который предложил подписать дикий документ об обмене украинских полезных ископаемых на американскую помощь. Его вежливо и аккуратно отправили туда, куда он и заслуживал. В нынешнем Вашингтоне не видят ничего зазорного в попытке ободрать как липку жертву агрессии, даже не предложив каких-либо гарантий в обмен. In God they trust. Америка, всегда гордившаяся своими христианскими основами, не стесняется демонстрировать моральное убожество. Зато очень боится задеть тонкие чувства Владимира Путина, с которым у биг босса "отличные отношения".
США не только не стали сильнее, даже при "сонном Джо" Америка не была так откровенно слаба. Предыдущая администрация понимала стратегическую важность глобальных союзнических коалиций и угрозу, исходящую от агрессивных автократий. Представления о базовых ценностях, о добре и зле, о правилах приличий, в конце концов, у Байдена или Харрис совпадали с взглядами Кристофера Хойсгена и его европейских коллег. Теперь Европа будто столкнулась с существами из другой Вселенной, по словам немецкого дипломата. С ними просто отсутствует общий язык. Зато этой проблемы нет у Путина. Он давно перестал быть человеком.
Категорически непонятно, как этот постоянный позор делает Америку снова великой. А Европе, внезапно оказавшейся брошенной, следует заново наладить свою жизнь, причем перед лицом не иллюзорной угрозы. Что бы они делали без Украины?