Два года пандемии, три года войны.
Мы наблюдаем настоящую катастрофу в системе высшего и среднего образования.
Это проблема системного и даже поколенческого характера.
Независимое международное тестирование показало в прошлом году масштабы проблемы: 60% школьников не достигают базового уровня знаний по математике, естественным наукам и работе с текстами.
Например, они не могут сложить дроби с разными знаменателями или даже сократить дробь.
Немецкий экономист Бруно Кналл в 1963 году написал книгу "Роль и значение профессионального образования в рамках планирования развития".
Ключевая идея, которая затем стала модификацией теории "порочного круга нищеты", заключается в следующем:
"…. отсталая экономика не позволяет выделить достаточные средства для развития образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров, что приводит к низкому уровню квалификации рабочей силы, постоянной нехватке специалистов, что, в свою очередь, приводит к низкой производительности труда, а значит, ещё больше способствует отсталости экономики, которая не может выделить достаточные средства для преодоления существующей тенденции".
Это примерно один из "кругов нищеты", которые закольцевались в Украине, о которых я писал ещё до войны.
Любая образовательная система — это подготовка человеческого капитала в соответствии с внутренним спросом со стороны реального сектора экономики.
Для кого мы готовим конструкторов, технологов, авиаторов, ученых, если у нас закрываются заводы и сокращаются научные институты?
На заре независимости украинская экономика по уровню сложности (данные лаборатории экономической сложности Хаусмена и Идальго) входила в топ-40, опережая соседей.
Сейчас мы опустились ниже 50-го места и уступаем почти всем региональным конкурентам.
А будет ещё хуже, ведь мы двигались не к модели национальной промышленной политики и реновации индустриального ядра, а к модели "простых решений и ещё более простых результатов".
У нас отсутствует корреляция между государственной экономической политикой и образовательным заказом, а также структурой абитуриентов. Между спросом на профессии со стороны бизнеса и предложением профессий со стороны ВУЗов.
Точнее сказать — существует полный дисбаланс.
Система образования в успешных странах основана на кластерном развитии. Это и есть её успех.
Каждый ВУЗ должен быть генератором потока знаний и инноваций.
Это может произойти только в том случае, если он является одним из элементов технологического кластера наряду с предприятиями реального сектора и научными институтами.
ВУЗы формируют человеческий капитал, наука — генерирует инновации, а промышленность формирует на них спрос.
Лучшие клиники на западе — университетские.
В качестве центров трансфера инноваций для обеспечения их диффузии в экономике выступают государственные и рыночные механизмы, выполняющие центральную роль в кластерной модели развития.
Со стороны государства — центры трансфера инноваций и знаний.
Со стороны бизнеса: бизнес-ангелы и менторы.
На центрах трансфера инноваций и кластерном развитии основано, например, польское экономическое чудо.
Затем формируются межсекторальные перетоки знаний и инноваций, как это происходит при взаимодействии кластеров в Нидерландах.
А вот в сервисно-сырьевой экономике умные действительно не нужны.