Ключевые выводы аудита акцентируют внимание на структурных и операционных проблемах в ПФУ.
Бюджетные недостатки и зависимость от зарубежной помощи:
ПФУ в значительной степени полагается на субсидии из государственного бюджета, который сам нуждается в международной поддержке и кредитах. Эта зависимость делает ПФУ финансово уязвимым и подчеркивает необходимость более эффективного распределения ресурсов.
Несоответствия в финансовой отчетности:
Аудит обнаружил небольшие расхождения в отчетности с международными партнерами (около 0,1% от представленных сумм) и несоответствия в финансовых данных между ПФУ и Государственным казначейством, что отрицательно сказывается на прозрачности.
Задержка в утверждении бюджета:
Утверждение бюджета ПФУ на 2024 год было отложено до октября, что ограничило его операционную эффективность на протяжении большей части года. В отчете делается акцент на необходимости своевременного утверждения бюджета для обеспечения адекватного финансового планирования и мониторинга.
Демографические и экономические вызовы:
Старение населения Украины и сокращение рабочей силы, вносящей взносы в пенсионную систему, увеличивают нагрузку на бюджет ПФУ. Обязанности по выплате пенсий возросли, в то время как доходы от взносов уменьшились. Более того, ПФУ имеет почти 50 млрд грн долгов от предприятий и 73 млрд грн задолженности перед пенсионерами, часто из-за несвоевременного исполнения судебных решений о выплатах.
Рекомендации по повышению эффективности и сокращению расходов:
Более 300 000 перемещенных пенсионеров не прошли обязательную физическую идентификацию в 2023 году, что привело к ежемесячной экономии в размере 1,6 млрд грн. Счетная палата предлагает усилить меры идентификации, особенно для тех, кто получает пенсии в временно оккупированных или зонах боевых действий.
Переосвидетельствование пенсий по инвалидности:
Задержка переосвидетельствования инвалидности во время военного положения обходится ПФУ в 4 млрд грн ежегодно. Аудиторы рекомендуют пересмотреть вопрос о продолжении выплаты пенсий по инвалидности тем, кто может быть трудоспособен, что может привести к сокращению числа получателей.
Переоценка льгот по географическому признаку:
Аудит ставит под сомнение дополнительные пенсии, предоставляемые жителям горных и радиационно загрязненных районов, которые остаются неизменными на протяжении почти 30 лет. В отчете предлагается пересмотреть список соответствующих районов, а проект государственного бюджета на 2025 год может приостановить 20%-ное повышение пенсий для жителей горных районов.
Предотвращение злоупотреблений в системе пенсионного обеспечения:
Аудит выявил случаи массовой регистрации пенсионеров по единым адресам в загрязненных зонах для получения более высоких выплат, что обходится государству примерно в 66,5 млрд грн за два года. Ужесточение процессов проверки и предотвращение таких злоупотреблений считаются необходимыми.
Противоречивые последствия и общественная реакция:
Рекомендации направлены на ограничение пенсионных выплат для перемещенных лиц, пенсионеров по инвалидности и жителей определенных географических районов с целью экономии государственных средств в условиях экономических трудностей. Однако этот подход подвергся критике за потенциальное наказание уязвимых групп.
Кроме того, высокие зарплаты должностных лиц Счетной палаты, несмотря на призывы сократить пенсионные расходы, вызвали недовольство общественности и подняли вопросы о приоритетности мер экономии за счет льгот пенсионеров.
Также отмечается, что средняя заработная плата руководства Счетной палаты с учетом всех надбавок в 2024 году превышает 200 тысяч в месяц.